Кто щедро дарит знания и свет

Образ учителя в художественной литературе

 

«Вы  знаете, мне по-прежнему  верится,

Что если останется жить Земля, —

Высшим  достоинством человечества

Станут  когда-нибудь  учителя».

Р.Рождественский

Сердце, отданное детям

1 Айтматов Ч. Первый учитель. Повести / Ч. Айтматов ; пер. с киргиз. автора и А.Дмитриевой. – К. : Веселка, 1976.

          Главный герой повести Дюйшен – комсомолец, обучался грамоте в армии, решил научить детей тому, что знал сам. Он был в будёновке, в шинели из чёрного сукна. В заброшенном сарае, заткнув все щели, он принимал первых учеников. “ Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры, – говорил Дюйшен.– Буду учить вас всему, что знаю сам…”. И действительно, он учил всему, что знал сам, проявляя при этом удивительное терпение. Склоняясь над каждым учеником, показывал, как нужно держать карандаш, а потом с увлечением объяснял детям непонятные слова.

         Алтынай Ахметова, одна из учениц Дюйшена, ставшая учёной, вспоминала: “Думаю и диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника, даже букваря, не имевший представления о программе и методике преподавания, мог отважиться на такое великое дело! Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны.

         Сам того не ведая, он совершил подвиг. Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, в школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, вдруг открылся новый, невиданный прежде мир…”

 

Аудиокнига : Чингиз Айтматов. Первый учитель. – слушать…: rosbooks.ru›load/detskij…chingiz…pervyj_uchitel…1…

http://ruslib.org/books/aytmatov_chingiz/perviy_uchitel-read.html

                              

2Алексин, А. Г. Избранное / А. Г. Алексин; вступ. ст.
С. Николаевой. – М.: Мол.
гвардия, 1989. – 525 с.

         В центре повести «Безумная Евдокия» – образ классной руководительницы 9 «Б» класса Евдокии Савельевны, несуразно одетой, но мудрой, прозорливой, всю жизнь отдающую себя своим питомцам.

         А. Алексин в повести затрагивает один из важнейших нравственных вопросов: о посредственности и таланте, о бездуховности, эгоистичности и добросердечии.

         Оленька – действительно одаренный, единственный в семье ребенок. Но какие бы ни были способности, они не оправдывают эгоизма. Человек, с детства окруженный любовью, вниманием и пониманием, вырастая, требует от людей этих проявлений любой ценой.

         Талантливый человек всегда находится в центре внимания, он выделяется из общей массы, и слияние с нею чаще всего не происходит.

         Против «заметности» Оленьки борется «безумная Евдокия». Она прямолинейна и проста, и методы, которыми она пользуется в воспитании Оленьки, такие же простые. «Безумная Евдокия» борется против эгоизма. Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма». Попытка привить Оленьке талант человечности только усиливает ее эгоизм. Евдокия пытается сделать людей лучше, чем они есть. Другое дело, как она представляет себе это «лучше». Но именно это стремление делает ее не такой, как другие.

3Астафьев В. П. Фотография, на которой меня нет / В. Астафьев. – М. : Просвещение, 1983.

         В рассказе А. Астафьева Фотография, на которой меня нет” действие происходит глухой зимой примерно в 1932-1939 годы в Сибири, в деревне Овсянки. Показана трудная, полная лишений жизнь тружеников деревни. Конечно, и учителям приходилось нелегко.

         В годы, описанные Астафьевым в рассказе «Фотография, на которой меня нет», учитель имел очень большой авторитет. Внутренний образ учителя раскрывается в неутомимой заботе о школе, в безграничной любви к детям.

 

4Быков В. В. Обелиск : повести / В. Быков. – М. : Дет. лит., 1988. – С. 9-82.

Повесть «Сотников» – героическая повесть. Главный герой совершает поступок, который называется подвигом. Это повесть о достойной жизни достойного человека, неспособном изменить себе и своим принципам.

         Окончив двухгодичный учительский институт, работал учителем в школе. До войны он не мог представить себя, уничтожающим что-либо. Оказавшись на поле боя, разнес вдребезги три вражеских танка. Был контужен. Дивизия разгромлена. «Сотников не помышлял о работе в тылу. Он делал третью попытку пробиться через линию фронта и не допускал мысли, что может оказаться вне армии».

         Идея повести – выбор, который в любое время только и спасает в человеке человека. Война делает этот выбор трагичным, мирная жизнь заменяет трагизм драматизмом. Все зависит от человека, от его устойчивых черт характера.

5Искандер Ф. 13 подвиг Геракла / Ф. Искандер. – М. : СП «Квадрат», 1995.

В рассказе Ф.Искандера описывается учитель математики Харлампий Диогенович. Что это был за учитель? В чём заключался его метод воспитания? “Он властно и спокойно держал класс в руках”, никогда ни на кого не кричал, не уговаривал заниматься, не грозил вызвать родителей. Главным оружием Харлампия Диогеновича было делать человека смешным. Герой не сделал домашнее задание и решил сорвать урок. Учитель об этом догадался и в конце урока вызвал к доске. Ученик старается “раньше времени не делаться смешным”, содрогается “от ужаса и отвращения”. Но поздно, он уже поставил себя в смешное положение. После этого случая “стал серьезней относиться к домашним заданиям”.

         Герой благодарен учителю за то, что он смехом “закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора”. Смех помогал и помогает бороться с ложью, фальшью, обманом.

6 Макаренко А. С. Педагогическая поэма /
А. С. Макаренко. – М. : Педагогика, 1988. – 575 с.

«Педагогическая поэма» — широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А.С. Макаренко. В ней рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20-е годы был автор. Книга адресована широкому кругу читателей.

7Платонов А. П. Песчаная учительница /

А. П. Платонов. – М. : Худож. лит., 1989. 88 с.

 Мария Никифоровна Нарышкина – дочь учителя, ей 20 лет, после окончания педагогических курсов назначена учительницей в село Хошутово, которое было обречено на вымирание из-за напора безжалостных песков пустыни.

         Сельчане голодали, к школе были равнодушны, труд педагога не вызывал у них интереса. И тогда молодая учительница написала большое заявление в отдел народного образования с просьбой выделить специалиста по борьбе с песками в их село. Бедняки не поверили ей, но заявление подписали. Мария Никифоровна поехала в город. В округе ее просьбе удивились, улыбнулись, дали специальную литературу и посоветовали самой преподавать песчаное дело.

         В селе закипела работа:

         – сообща посадили шелюговые посадки;

         – по берегам арыка заземлили огороды;

         – у школы высадили сосновый питомник;

         – крестьяне научились плести корзины, мебель из прутьев, делать ящики;

         – бедняки научились зарабатывать деньги;

         – жизнь в селе стала спокойнее и пустыня зазеленела.

         «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым городом, а не школой», – выразил ей свою благодарность заведующий округом. Удивительно, что двадцатилетняя учительница поняла, что настоящее воскрешение народа – это не только его сытость, не просто житейское благополучие и защищенность от жестоких стихий природы, но и вовлечение людей в общую работу с этой стихией. Она сумела организовать эту работу и справилась с ней.

8Распутин В. Г. Уроки французского / В. Г. Распутин. – М. : Дет. лит. 1990. –146 с.

Действие рассказа В.Г. Распутина “Уроки французского” происходит в послевоенное, голодное время. Несмотря на это, люди не ожесточились, были и такие, как Лидия Михайловна, учительница французского языка, которая, почувствовав, что с учеником творится неладное, пришла к нему на помощь.

         Автор с теплотой отзывается о своей учительнице, потому что она, увидев в нём способного ученика, делает всё для того, чтобы он мог спокойно получить образование, пожертвовав своей репутацией. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Она научила ученика состраданию, благожелательности, дала ему уроки доброты и справедливости.

 

В 1978 режиссером Евгением Ташковым, по сценарию Валентина Распутина и Евгения Ташкова был снят художественный одноименный фильм

         Смотреть оnlin: www.youtube.com

                                      video.mail.ru

 

Соломко Н.З. Белая лошадь – горе не мое : повесть. – Режим доступа. – http://www.libok.net/writer/11267/kniga/45456/solomko_natalya_zorevna/belaya_loshad_-_gore_ne_moe/read

 

 9        Сюжет повести «Белая лошадь – горе не мое» сосредотачивает вокруг главного героя Александра Арсеньевича, которого раскрывает в пределах немногих событий-эпизодов. «Несолидный, маленький, легкий, узкоплечий, уши торчат, хохол на макушке. Мальчик. Школяр»? – знакомит нас автор. Тем не менее, он учитель, сын учителей; отец – директор школы, мать – филолог.

         Александр Арсеньевич с детства мечтал быть путешественником. На семейном совете его решение поступать в горный институт было резко осуждено: учиться надо на учителя. Но Саня своего решения не изменил: «Хватит мною командовать! Хватит решать за меня, как мне жить и что мне делать. Я уже вырос, вы не обратили внимания?» Но через год перешел в педагогический институт.

         Положительный пример родителей-педагогов повлиял на взгляды сына. Не сразу ученики приняли нового учителя географии. Тысячу раз приходилось молодому учителю бормотать магическое заклинание, с детства отводившее от него несчастья маленькие и большие. Один знакомый человек научил: «Плохо тебе, а ты возьми и скажи быстренько (но так, чтобы никто не слышал): «Белая лошадь – горе не мое». И все пройдет». И все проходило.

         Теперь заклинание не помогало. Не помогало, потому что он сам сознательно подставлялся под маленькие и большие беды. Александр Арсеньевич не сдавался и через месяц-другой члены географического кружка всю неделю жили ожиданием субботы. По субботам в любую погоду, в любом составе, не смотря ни на что, они отправлялись в поход.

         Надо было устраивать зимнюю стоянку, расчистить исток речки Ути, основательно замусоренной «дикими» туристами. Надо было готовиться к соревнованиям по ориентированию. «Ну и просто хотелось в лес».

         Интереснейшие уроки, забота о каждом ученике, собеседования с родителями и многое, многое другое сделали свое дело. «Когда после перемены в класс входил Александр Арсеньевич, все видели в нем маленького величественного человека, который хочет и может защитить и нерадивого Шамина, и безнадзорных Петушковых, и второгодника Вахрушева, и… себя».

         И началась вдруг у учителя географии новая жизнь, как-то сама собой началась… И чем дальше, тем больше жил Александр Арсеньевич поперек детского спасительного заклинания – белая лошадь брела рядом с ним.

         Повесть написана легко, с большим уважением к учителю. Другая повесть Соломко «Если бы я был учителем» не менее интересная и поучительная.

 Спасибо говорим учителям

Игорь Дружинин

Всегда со мной.

 Видно, это особая память,

Что над нею не властны года.

Счастлив я, что меня со стихами

Мой учитель сдружил навсегда.

 

Крупно ставя оценки в журнале,

Он снимал роговые очки,

И мы с болью тогда замечали,

Как морщины его глубоки.

 

И лишь томик любимый откроет —

И строка зазвенит, как струна,

Будто хмурой осенней порою

Без конца и без краю весна.

 

И уже не сутулятся плечи,

Как у юноши, светится взгляд,

И притихшему классу навстречу

Вдохновенные строфы летят.

 

Строки те до сих пор повторяю,

Словно в них и судьба, и мечта:

“Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!”

 

А теперь я и сам на уроке

Забываю порой про звонки,

Говоря благодарно о Блоке

И читая ребятам стихи.

 

Чтоб сердца их забились тревожно,

Чтоб от искренней чистой строки

Невозможное стало возможным,

А крутые дороги легки.

 

 Юлий Ким

Благодарственный молебен

 О, наставники наши и менторы!

Если глянуть на пройденный путь,

Комплиментами и сантиментами

Мы не баловали вас отнюдь.

Мы такие-сякие, порочные,

Огорчаем мы вас без конца.

Но под грубою сей оболочкою

Благодарные бьются сердца.

 

Над башкою над нашей дубовою

Потрудившись, побившись не раз,

Вы упорной своею любовию

Прочный дуб превратили в алмаз.

И конечно же вашими стараниями

Наши свойства и эти, и те

Засверкали различными гранями

Извините, во всей наготе.

 

Мы не будем ни льстить, ни задабривать,

Ни за что-то прощенья просить, —

Ведь и нам, чай, придется когда-нибудь,

Может, полных кретинов учить.

О, рачители наши, радетели,

Попечители и благодетели!

Если кажется вам, что мы чушь несем, —

Вы нас создали, мы ни при чем!

 

Юрий Ашурков

 

Учителю

 Пусть будет меньше праздников, чем будней,

Но тот, кто стал учителем, поймет:

Какое счастье быть полезным людям,

Учить Его Величество Народ!

 

Нести ему дар мудрости и знанья,

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья,

Почетнее и радостнее нет.

 

Бессмертными идеями очерчен

Пусть будет труд Ваш честен до конца!

И Вам тогда откроются навстречу

Сограждан юных чистые сердца!

 

И пронесут они как эстафету,

Как память об учителе своем

Стремленье краше сделать землю эту,

Планету, на которой мы живем!

 

 

Игорь Ярцев

 ***

Нет на свете мудрее профессии

И нужней — для внедренья добра.

Жизнь уроки дает, и в процессе их

Понимаем, — учитель был прав!

Прав, когда говорил, что воздастся нам

За дела, что творим на земле,

Что любому поступку своя цена, —

О добре речь идет иль о зле…

О, учитель! Пророк и наставник нам —

Вы остались посланцем Добра!

Вас поздравить с учительским праздником

Нам сегодня настала пора!

Поздравляем, и пусть все мечтания

Исполняются очень легко!

Мира, света, здоровья и званий,

И толковых вам учеников!

 

  

Андрей Дементьев

 

Не смейте забывать учителей.

Они о нас тревожатся и помнят.

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей.

 

Им не хватает этих встреч нечастых,

И, сколько бы ни миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед.

 

А мы порой так равнодушны к ним:

Под Новый год не шлём им поздравлений.

И в суете иль попросту из лени

Не пишем, не заходим, не звоним.

 

Они нас ждут. Они следят за нами.

И радуются всякий раз за тех,

Кто снова где-то выдержит экзамен

На мужество, на честность, на успех.

 

Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий —

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей!

 

 

Вероника Тушнова

***

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя!

 

Образ учителя в живописи